КОММУНИКАТИВНЫЕ ГРУППЫ В ШКОЛЕ
Проект Коммуникативные группы в школах был поддержан РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра "Контакт".
Коммуникативные группы реализуются на базах
- Федеральный ресурсный центр МГППУ / Federal Resource Center of MSUPE
- Школа № 1265
- Школа №1321 "Ковчег"
Нарушение коммуникации является одним из основных диагностических критериев для выявления расстройства аутистического спектра. Дети и подростки с РАС испытывают трудности в понимании коммуникативных сигналов, в социальном взаимодействии и, как следствие, в реализации всего процесса ОБЩЕНИЯ. Может наблюдаться большой диссонанс между способностями ребенка в овладении академическими знаниями и трудностями в социализации. Овладеть этими навыками самостоятельно человеку с РАС крайне сложно. Именно здесь необходима профессиональная и мягкая помощь специалистов, которые смогут создать среду, направлять и мотивировать ребенка использовать и совершенствовать коммуникативные навыки в общении со сверстниками.
В Коммуникативных группах, которые проводятся еженедельно, участвуют не только ребята младших классов с РАС, но и психологи, тьюторы, педагоги школ,что обеспечивает преемственность и передачу методического и практического опыта специалистам. Занятия проводятся в ресурсных и инклюзивных классах.
Проводя курсы повышения квалификации и семинары для специалистов. мы часто слышим вопросы и тревоги учителей и тьюторов:
  • в класс взяли, но он всем мешает на уроке....
  • в классе все, хуже чем он....
  • ему там не интересно, он не успевает…
  • он не знает, как зовут соседа по парте…
  • он пугается, когда дети бесятся и бегают по классу...
Все это - следствия незрелости саморегуляции и коммуникативных навыков ребят с РАС. Они оказываются в школьной среде слишком "рано".
Навыки, которые обычно развиваются к ребят к школьному возрасту, еще не созрели:
  • слышать фронтальную инструкцию;
  • длительно сосредотачиваться;
  • прикладывать усилия, когда что не получается сразу;
  • контролировать эмоции;
  • сравнивать себя с другими, знакомиться и интересоваться жизнью других, конкурировать и взаимодействовать, соперничать и договариваться, спорить и мириться...
Всему этому нужно и МОЖНО научиться!
Но для этого нужны особые условия, дружественная развивающая среда. И она совсем не похожа на то, что можно сделать в рамках академического урока.
Именно такую среду, которая обогащает всех участников новым опытом, мы постарались создать на наших КОММУНИКАТИВНЫХ ГРУППАХ.
  • Здесь можно много раз проживать повторяющиеся события, и с каждым разом все увереннее себя чувствовать в предсказуемой ситуации, проявлять все больше инициативы и интереса.
  • Здесь наступают естественные последствия, объясняются все чувства и действия.
  • Здесь есть с кого взять пример (основа инклюзии), а если ты что-то не увидел, то ситуацию могут повторить, чтобы каждый успел извлечь из нее пользу.
  • Здесь все замедляются и с интересом слушают тебя, радуются тому, что ты предлагаешь
  • Здесь терпеливо ждут столько, сколько тебе нужно, когда ты выбираешь сам, кому передать игрушку, очередь или слово.
  • Здесь тебя поймут, даже если ты молчишь. И общаться можно взглядом или движением руки.
Главная задача - помочь ребятам научить взаимодействовать: с педагогом, тьютором, ведущим, но самое главное - друг с другом! Понимать рамки другой личности, устанавливать собственные, искать подход, точки соприкосновения... И всё это в ярких играх, хороводах, с музыкой и репортажами с места событий и даже с театральными представлениями! Мы шутим, фантазируем, играем с эмоциями, спорим, поддерживаем друг друга, ждем, решаем общие задачи, делимся впечатлениями!!!
Ребята показали себя с самых неожиданных сторон. У кого-то проявились настоящие лидерские и организаторские способности, кто-то смог похвастаться феноменальной памятью, кто-то серьёзно заинтересовался музыкой, а кто-то открыл в себе театральный талант и потенциал прирожденного ведущего!
В рамках проекта проходят тренинги для специалистов, где есть возможность поделиться наработками и рассказать о структуре работы по развитию коммуникативных навыков в группе.
Made on
Tilda